Что такое храповик на автомобиле

Храповик – одно из старейших механических изобретений человека. Конструкционная простота и функциональная эффективность позволили ему сохранять актуальность даже в эпоху цифровых технологий. Разумеется, и целевые системы, в которых применяется храповый механизм, сложно назвать технически высокоразвитыми, но это не отменяет эксплуатационные достоинства их устройства.

Что такое храповик на автомобиле

Сфера применения

На храповиках базируются и промышленные агрегаты с компонентами инженерных конструкций, и работа мелких фурнитурных элементов для инструмента.

Это говорит об универсальности устройства и его гибкости с точки зрения технической интеграции.

Например, простейший храповый механизм для касок позволяет осуществлять регулировку ремня оголовка через колесико, передающее движение системе фиксации.

В инструментах данное устройство служит как средство установки определенных рабочих параметров. В конструкции секатора, в частности храповик позволяет четко фиксировать шаг реза в рамках заданного диапазона. Если же говорить о более ответственных направлениях, то на первый план выйдет станочное производственное оборудование.

Поперечно-строгальные агрегаты оснащаются наружными колесами храповиков, которые выдерживают большие физические нагрузки. В круглошлифовальных станках данное устройство задействуется в целях обеспечения радиальных подач – монтаж производится в комбинации с поршневыми приводами.

Помимо этого, храповики используют в лебедочных системах, домкратах, стартерных и заводных механизмах.

Что такое храповик на автомобиле

Конструкционное исполнение

Функциональные части механизма работают на обеспечение прерывистого движения, требуемого для одностороннего смещения зубчатого колеса. Последнее выступает наиболее значимой частью системы и представляет собой металлический диск с зубцами. Для обеспечения надежности колесо изначально выполняется по технологии ковки или литьевым способом.

Количество зубцов может быть разным – это зависит от рабочего диапазона целевой конструкции. В типовых моделях возможность 30-градусного поворота обеспечивают 12 зубцов.

Минимальное число переходных пазов достигает 6 – к примеру, такая конфигурация используется в храповых механизмах для стяжных ремней-рэчетов. Кроме рабочего колеса, в конструкцию также входит крепежная «собачка», стопорный механизм, вал и рычаг.

Физические свойства элементов, схема расположения, наличие отдельных функциональных компонентов и размеры могут меняться в зависимости от модели и особенностей конструкции.

Как работает храповый механизм?

В каждом устройстве предусмотрен своего рода спусковой элемент (рычаг, привод, крюк), приводящий систему в действие. Изначально «собачка» находится в контакте с колесом, но после активации механизма начинается осевое вращение, влекущее за собой и смещение фиксатора.

Что такое храповик на автомобиле

Тяга может обеспечиваться разными источниками тяги. В том же секаторе пуску способствует ручной нажим, а в станках – электродвигатель. Так или иначе, в процессе движения колеса «собачка» начинает скольжение и последующее перемещение по внешним поверхностям зубцов.

Важно подчеркнуть, что в этот момент она не оказывает никакого влияния на колесо. Но после остановки движения храповый механизм запирается посредством упора «собачки» в один из пазов.

Данный цикл может повторяться до тех пор, пока не будет получен требуемый результат при осуществлении регулировки, подъема или настройки по определенным параметрам целевой системы.

Разновидности механизма

Что такое храповик на автомобиле

Существует множество классификаций, обусловливающих разнообразие храповиков. К примеру, профилированная поверхность может быть реечной или барабанной. Первый вариант используется в особых случаях, так как линейное размещение зубцов менее функционально и эргономично, чем по окружности. Барабанные же системы как раз и представляют собой устройства с рабочими колесами. Есть и классификация профиля основы, на которой располагаются пазы. Он может быть прямоугольным, радиальным и пологим. Чаще применяются радиальные системы как наиболее удобные в использовании, надежные и компактные. С прямоугольным профилем обычно выполняется храповый стяжной механизм, поскольку небольшие размеры регулирующей оснастки в данном случае не позволяют использовать зубцы с заостренными и наклонными гранями.

Особенности работы двунаправленных механизмов

Одной из ключевых черт классического храповика является вращение колеса или рейки только в одну сторону. Но есть также и отдельный класс механизмов, которые сохраняют тот же эксплуатационный эффект, но действуют иначе. Вращение у двунаправленных систем реализуется и влево, и вправо.

Причем зубцы обязательно должны быть прямоугольными – только в этой конфигурации можно обеспечить равномерность смещения колеса. Главная же особенность храпового механизма двунаправленного типа заключается в системе перемещения «собачки». Она не переходит и не сползает по поверхности колеса, а перекидывается.

Это расширяет возможности управления системой, но и усложняет ее, делая менее надежной.

Что такое храповик на автомобиле

Как самостоятельно изготовить храповик?

Техника выполнения конструкции будет зависеть от требований к системе, в которой она будет использоваться. За основу можно взять вал в виде отрезка металлической трубы, вырезку из стального листа и кусок профиля, который выполнит роль «собачки».

Основная сложность будет заключаться в подгонке размеров этих компонентов, ведь только при условии оптимального схождения можно обеспечить стабильную работоспособность храпового механизма.

Своими руками также следует изготовить несущую базу – для нее используют металлический каркас, собранный из тех же стальных листов. Посредством сварки к нему с двух сторон крепится вал, на который садится предварительно обработанный диск с вырезанными пазами.

Для установки «собачки» следует предусмотреть ходовой зажим с пружинной системой. Инсталляция осуществляется метизами или сваркой.

В заключение

У храповиков немало преимуществ, но есть и слабые места, которые необходимо учитывать при покупке устройств с таким механизмом. В первую очередь, на систему ложится высокая ответственность, что обуславливает и повышенные требования к обслуживанию.

Что такое храповик на автомобиле

В тех же станках и грузоподъемных агрегатах обязательным условием является регулярная смазка колеса и пятен контакта с «собачкой». Использование храпового механизма в мелком инструменте и дополнительных приспособлениях тоже имеет свои недостатки, обусловленные заеданием небольших деталей.

Но в каждом случае качество работы системы будет зависеть от характеристик изделия. Крупные производители применяют в конструкции храповиков долговечные компоненты с оптимальным сочетанием эксплуатационных свойств.

Другое дело, что наличие такого механизма может существенно повышать ценник устройства.

Источник: https://www.syl.ru/article/366350/kak-rabotaet-hrapovyiy-mehanizm

Устройство и принцип работы обгонной муфты

Муфта свободного хода или обгонная муфта – это механическое устройство, основная задача которого – предотвращение передачи крутящего момента к ведущему валу от ведомого в моменты, когда ведомый вал начинает вращаться более быстро. Муфта также используется в тех случаях, когда необходимо передать крутящий момент лишь в одну сторону. Рассмотрим принцип действия, компоненты муфты, а также ее преимущества и недостатки.

Принцип работы муфты

Что такое храповик на автомобилеСхема роликовой обгонной муфты

Разберем принцип действия роликовой муфты свободного хода, так как данная разновидность этого механизма наиболее распространена в автомобильной промышленности.

Роликовая муфта свободного хода делится на две полумуфты: первая полумуфта жестко зафиксирована на ведущем валу, вторая полумуфта соединена с ведомым валом.

При вращении ведущего вала по часовой стрелке ролики муфты из-за действия силы трения и пружин перекатываются в узкую часть зазора между двумя полумуфтами.

После этого происходит заклинивание, при этом крутящий момент начинает передаваться от ведущей полумуфты к ведомой.

При вращении ведущей полумуфты против часовой стрелки ролики перекатываются в широкую часть зазора между двумя полумуфтами. Происходит разъединение ведущего и ведомого валов, при этом момент также перестает передаваться.

Исходя из принципа работы, отметим, что роликовая муфта свободного хода передает крутящий момент лишь в одном направлении. При вращении в другую сторону муфта просто прокручивается.

Устройство и основные компоненты

Рассмотрим устройство и компоненты двух основных разновидностей обгонных муфт – роликовой и с храповым механизмом.

Читайте также:  Снегоуборщик champion st655bs: обзор, отзывы

Простейшая роликовая муфта свободного хода состоит из следующих компонентов:

  1. внешняя обойма со специальными пазами на внутренней поверхности;
  2. внутренняя обойма;
  3. пружины, располагающиеся на внешней обойме и предназначенные для выталкивания роликов;
  4. ролики, передающие крутящий момент за счет силы трения при заклинивании муфты.

Что такое храповик на автомобилеХраповая обгонная муфта

В храповой обгонной муфте вместо пазов на внутренней поверхности внешнего кольца используются зубья, которые имеют упор с одной стороны. При этом оба кольца заклинивает специальная собачка, прижимающаяся к внешнему кольцу с помощью пружины.

Преимущества и недостатки

Обгонная муфта имеет следующие преимущества:

  • автоматическое включение и отключение механизма (муфта не нуждается в наличии приводов управления);
  • с помощью механизмов свободного хода упрощаются конструкции узлов и агрегатов машины;
  • простота конструкции.

Что такое храповик на автомобилеПринцип работы обгонной муфты

Отметим, что обгонная муфта с храповым механизмом более надежна, чем устройство с роликами. При этом храповый механизм является ремонтопригодным, в отличие от механизма с роликами.

Попытки починить роликовую обгонную муфту – это пустая трата времени, так как она является неразборным узлом. Обычно при ее поломке устанавливается новая аналогичная деталь.

При монтаже новой роликовой муфты нельзя применять ударные инструменты, так как механизм может заклинить.

Обгонная муфта не лишена недостатков. Минусы роликового механизма свободного хода следующие:

  • невозможность регулирования;
  • строгая соосность валов;
  • повышенная точность изготовления.

Обгонная муфта с храповым механизмом имеет следующие недостатки:

  • Главный недостаток – удар при зацеплении собачки с зубьями. Из-за этого такой тип механизма свободного хода не может быть применен в узлах, работающих с большими скоростями, или в случаях, когда требуется большая частота включений.
  • Храповый механизм вращается с характерным шумом. Отметим, что сейчас имеются механизмы, в которых собачка при движении по часовой стрелке не задевает храповое колесо и, соответственно, не издает шума.
  • Из-за больших нагрузок зубья храпового колеса стираются, после чего обгонная муфта выходит из строя.

Применение муфты

Механизмы свободного хода нашли широкое применение в узлах автомобилей различных производителей. Итак, обгонная муфта присутствует в:

  • системах запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС): здесь устройство свободного хода является частью стартера. В момент, когда двигатель запустился и набрал рабочие обороты, муфта отключает от него стартер. Без муфты коленчатый вал двигателя мог бы повредить стартер;
  • АКПП классического типа: в них механизм свободного хода является частью гидротрансформатора – устройства, которое отвечает за передачу и изменение крутящего момента от ДВС к коробке передач;
  • генераторах — здесь муфта выступает в качестве защитного компонента, ограничивая передачу крутильных колебаний от коленчатого вала ДВС. Также муфта нейтрализует колебания на ремне генератора, снижает шумность ременного привода. В целом, здесь механизм свободного хода существенно продлевает срок службы генератора.

(11

Источник: https://TechAutoPort.ru/transmissiya/sceplenie-i-mufty/obgonnaya-mufta.html

Храповик коленчатого вала

Что такое храповик на автомобилеХраповик коленчатого вала является давно известным механизмом, который используется не только в автомобилестроении, но и во многих отраслях промышленности. Первое зафиксированное историческое упоминание храпового механизма относится к войнам Древней Греции. Его использовали в арбалетной технике. При натягивании тетевы, храповик предотвращал соскальзывание её в обратную сторону.

Сегодня он выступает в качестве составного элемента различных механизмов и машин. Храповой механизм широко применяется в устройстве турникетов, домкратов, лебедочных механизмах и многих других. Также он нашел применение в коленчатых валах.

Храповик представляет собой механизм прерывистого движения, включающий несколько составных частей. Его основным предназначением является способность преобразовывать движения возвратно-вращательного характера в прерывистое вращение исключительно в одном направлении. Иными словами, храповик предотвращает то вращение оси, которое происходит против заданного направления.

Механизм устройства храповика представлен зубчатым колесом, зубцы которого не являются симметричными. Они оснащены упором с одной из сторон.

Предотвращение обратного вращения достигается за счет собачки, прижимаемой к зубчатому колесу.

Собачка может прижиматься двумя способами: наиболее часто собачка прижимается к зубчатому колесу при помощи пружины, резинового кольца, но есть и другой вариант — прижатие посредством собственного веса.

Собачка соединена с коромыслом, которое совершает раскачивающиеся движения неподалеку от центра храпового колеса, подвижным соединением. Она необходима для того, чтобы захватить храповое колесико, захватывающего коромысло при перемещении рычага из стороны в сторону.

В тот момент, когда происходит движение колеса в обратном направлении, собачка легко соскакивает на несколько зубцов колеса. В коленчатом вале этот простой, но достаточно важный механизм выполняет роль средства моментальной остановки.

Другое назначение механизма – предотвращение проворачивания вала. Так используемый в конструкции лебёдки храповик останавливают обратное провертывание барабана при подъёме груза.

При необходимости осуществления попеременного вращения вала вправо-влево, зубцы делают прямоугольной формы, а собачку перекидной. Перекидывание собачки, позволяет изменять направление вращения храповика.

Требующийся поворот храповика определяет количество зубцов. На какую долю окружности предполагается поворот храповика, столько зубцов и проектируют. Для поворота на 60 градусов потребуется 6 зубцов (одна шестая окружности), поворота на 30 градусов – 12 зубцов (одна двенадцатая полного оборота). Минимальное количество зубцов – 6.

При проектировании учитывается такая особенность, чем больше храповик, тем больше должен быть рычаг. Поэтому храповик делают максимально допустимо маленьким. Высота зубца рассчитывается в 0,35-0,4 величины шага.

Профиль традиционно бывает прямоугольный, пологий или по радиусу. Проектирование механизма с двумя рычагами делает его более устойчивым, предотвращая перекос в процессе работы.

Скашивание конца зубца, делает упор более надёжным.

Храповик коленчатого вала позволяет присоединить пусковую рукоятку. С его помощью происходит передача вращательного движения, идущего по направлению от рукоятки к коленчатому валу для осуществления запуска. Также происходит автоматическое отсоединение вала от рукоятки в кратчайшее время после начала работы двигателя.

Что такое храповик на автомобиле

Источник: http://shokavto.ru/xrapovik-kolenchatogo-vala/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, Р° пусковая рукоятка — РїСЂСЏРјСѓСЋ соответствующей длины Рё прочности шпильку. Ручка РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.  [1]

Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, Р° пусковая рукоятка — исправную Рё прочную шпильку Рё гладкую ручку.  [2]

Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, Р° пусковая рукоятка-РїСЂСЏРјСѓСЋ шпильку соответствующей длины Рё прочности. Ручка РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.  [3]

Рљ пусковым устройствам относится пусковая рукоятка СЃ храповиком коленчатого вала, декомпрессионный механизм Рё фитильный запальник.  [4]

РќР° конце рукоятки имеются палец для зацепления СЃ храповиком коленчатого вала Рё пружина.  [5]

При пуске двигателя вручную необходимо установить позднее зажигание, убедиться в полной исправности храповика коленчатого вала и пусковой рукоятки и только после этого приступить к пуску двигателя.

Пуск двигателя нужно производить рывком, перемещая пусковую рукоятку снизу вверх, причем ни в коем случае не брать рукоятку в обхват. В противном случае при обратном ударе может быть повреждена рука.

 [6]

Оставленные после разборки такие детали, как шестерня коленчатого вала, шпонка шкива, замочная шайба храповика коленчатого вала, храповик Рё нормали, РјРѕРіСѓС‚ быть установлены РЅР° собираемый двигатель только РїСЂРё условии, что РёС… качество обеспечит надежную работу двигателя РІ последующий межремонтный период.  [7]

Теперь можно приступить к пуску двигателя рукояткой, предварительно проверив, правильно ли вошел конец рукоятки в храповик коленчатого вала.

Читайте также:  Чем разрезать полипропиленовую трубу

Пуск производится резкими рывками рукоятки снизу вверх, а не круговым вращением.

Охватывать ручку РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ рукоятки следует так, чтобы РІСЃРµ пальцы СЂСѓРєРё находились СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны.  [8]

РџСѓСЃРє РѕС‚ СЂСѓРєРё применим для карбюраторных двигателей, коленчатый вал которых проворачивают рукояткой, входящей РІ зацепление СЃ храповиком коленчатого вала, или пусковым шнуром, наматываемым РЅР° маховик двигателя.  [9]

Что такое храповик на автомобиле Дисковый разрядник.  [10]

Валик диаметром 10 РјРј, длиной 700 РјРј РЅР° РѕРґРЅРѕРј конце имеет центровое отверстие для установки ножки тахометра, Р° РЅР° РґСЂСѓРіРѕРј — наконечник 11 СЃ пальцем для соединения СЃ храповиком коленчатого вала двигателя.  [11]

Двигатель — должен находиться РІ таком техническом состоянии, чтобы РІРѕ всех его системах ( питания, охлаждения Рё смазки) РЅРµ было течи эксплуатационных материалов ( топлива, РІРѕРґС‹, антифриза, смазочного масла); РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° отработавших газов через неплотности соединений; прорыва газов РІ подкапотное пространство вследствие неисправной работы вентиляционного устройства двигателя; должно обеспечиваться плотное соединение трубы глушителя СЃ выпускным трубопроводом двигателя Рё РЅРµ должно быть трещин Рё РїСЂРѕР±РѕРёРЅ РЅР° РІРїСѓСЃРєРЅРѕРј Рё выпускном трубопроводах Рё глушителе. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, Р° пусковая рукоятка — исправную Рё прочную шпильку Рї гладкую ручку.  [12]

Прорези храповика коленчатого вала не должны быть изношенными, пусковая рукоятка должна иметь прямую и прочную шпильку.

Вращать коленчатый вал нужно рывком снизу вверх; держать рукоятку так, чтобы большой палец руки ее не обхватывал.

РќРµ допускается применение рычагов Рё труб для увеличения длины РїСѓСЃРєРѕРІРѕР№ рукоятки.  [13]

Пуск от руки осуществляется за счет мускульной силы человека.

Водитель проворачивает коленчатый вал двигателя рукояткой, сцепляемой СЃ храповиком коленчатого вала или РїСЂРё помощи шнура, наматываемого РЅР° маховик.  [14]

Что такое храповик на автомобиле Дисковый разрядник.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id580745p1.html

Назначение и принцип работы храпового механизма

В различных машинах для их нормального функционирования используется не только непрерывное, но и прерывистое вращательное движение. Для того чтобы его осуществлять, используются специализированные механизмы, называемые храповыми.

В технике храповыми механизмами принято называть такие кинематические устройства, которые используются для того, чтобы преобразовывать возвратно-вращательное движение в движение прерывистое вращательное, имеющее одно направление.

Отличительной особенностью храповых механизмов является то, что они позволяют производить изменение величины периодических перемещений рабочих частей станков и машин различного назначения, причём в весьма широком диапазоне и достаточно тонко.

Что такое храповик на автомобиле

Храповой механизм можно охарактеризовать, как устройство которое периодически создаёт препятствие воздействию силы на механизм и снова создаёт условия для его движения.

Кроме того, их применяют с целью устранения возможности перемещения каких-либо звеньев машин и механизмов в одном направлении.

Еще одно назначение храповых механизмов состоит в том, чтобы давать связанным между собой звеньям возможность свободно поворачиваться в одном направлении. Все храповые механизмы подразделяются на зубчатые и фрикционные.

Зубчатые храповые механизмы

Основными элементами зубчатых храповых механизмов являются зубчатая рейка или зубчатое храповое колесо и ползун или коромысло, на которых закреплена так называемая «собачка».

На храповом колесе могут располагаться внутренние, наружные, а также торцевые храповые зубья. Что касается «собачек», то их в большинстве случаев делают поворотными.

К колесам они прижимаются или под влиянием собственного веса, или под действием специальных пружин.

Нередко бывают ситуации, когда нужно обеспечить вращение храповика как в одну, так и в другую сторону. Для обеспечения такого функционирования устройства его собачка делается перекидной, а зубья используются прямоугольной конфигурации. Для того чтобы изменит направление вращения храповика, необходимо переключить «собачку» из одного положения в другое.

Фрикционные храповые механизмы

Фрикционные храповые механизмы в современной технике получили весьма широкое распространение. Они подразделяются на колодочные, кулачковые и роликовые.

Чаще всего фрикционные храповые механизмы используются тогда, когда нужно обеспечить надежное сцепление различных элементов при значительных скоростях, причем в любом их угловом положении друг относительно друга. Движение в одном определенном направлении в таких механизмах выполняется за счет того, что при заклинивании промежуточных звеньев фрикционных обойм возникает большая сила трения.

Применение храповых механизмов

Сфера применения храповых механизмов различных типов и конструкций весьма широка. Чаще всего их используют в самом разнообразном станочном оборудовании.

К примеру, без храповых механизмов с наружным храповым колесом не обходится практически ни один современный поперечно-строгальный станок. В продольно-строгальном оборудовании обычно используются механизмы с торцевыми храповыми муфтами. Их устанавливают в приводах подач.

В конструкции некоторых круглошлифовальных станков применяются храповые механизмы с поршневыми приводами. Они монтируются в системах радиальных подач.

Помимо станкостроения храповые механизмы используются также в приборостроении, автомобилестроении, авиастроении. Их часто можно встретить в различных отсчетных устройствах, заводных механизмах, стартерах, лебедках, домкратах и т.п.

Источник: http://gk-drawing.ru/line-module/mechanisms/ratchet-mechanism.php

Храповик — это… Что такое Храповик?

  • ХРАПОВИК — (храповой механизм), механизм, позволяющий рычагу двигаться только в одном направлении. Состоит из зубчатого колеса или ведущего рычага с зубцами, наклоненными в одном направлении, входящих в контакт с собачкой таким образом, что колесо или… …   Научно-технический энциклопедический словарь
  • ХРАПОВИК — ХРАПОВИК, храповика, муж. (тех.). Механизм, препятствующий вращению вала в обратном направлении, состоящий из храпового колеса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • ХРАПОВИК — (Ratchet wheel) механизм для сообщения валу прерывистого вращательного движения в одном направлении. X. состоит из храпового колеса (зубчатого) и собачки, шарнирно соединенной с коромыслом, качающимся около центра храпового колеса. Собачка… …   Морской словарь
  • храповик — сущ., кол во синонимов: 4 • механизм (30) • нос (57) • храпок (5) • …   Словарь синонимов
  • храповик — Зубчатое колесо храпового механизма. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом …   Справочник технического переводчика
  • ХРАПОВИК — (храповой механизм) механизм, допускающий передачу вращения только в одном направлении и состоящий из храпового (зубчатого) колеса и стопорящего устройства («собачки»). «Собачка» допускает вращение храпового колеса в одну сторону и надёжно… …   Большая политехническая энциклопедия
  • ХРАПОВИК — зубчатое колесо, зубья к рого с одной стороны срезаны, а с другой имеют выпуклую форму; в зуб X. упирается собачка, к рая соединяет колесо с осью и заставляет их вращаться вместе. X., применяемый в косилках, дает возможность (при поворотах)… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник
  • храповик — reketas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. ratchet vok. Sperrad, n rus. храповик, m pranc. encliquetage à rochet, m; rochet, m …   Fizikos terminų žodynas
  • Храповик —         то же, что Храповой механизм …   Большая советская энциклопедия
  • Храповик — I м. Зубчатый механизм, допускающий передачу вращения только в одном направлении; храповой механизм. II м. Нижняя и средняя часть переносья животного обычно лошади с расположенными на ней ноздрями и ртом; храп II, храпок II. Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://med.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1182934

О секаторах с храповым механизмом: лучшие модели, описание, характеристики

Одним из основных принципов правильного ухода за садом является обрезка деревьев, кустов, цветов. Данная процедура предполагает проведение санитарной обрезки (удаление сухих, больных веток, устранение загущенности), а также декоративной стрижки, формирования кроны, способствует омоложению насаждений.

Читайте также:  Принцип работы насоса ручеек

Качественную обрезку невозможно провести без правильно подобранного инструмента. Самым удобным и практичным приспособлением для  выполнения садовой стрижки являются садовые ножницы – секатор. Благодаря популярности и высокому спросу среди потребителей, модификация секаторов постоянно развивалась, появлялись новые разновидности, отличающиеся по строению и принципу работы.

К сведению. В зависимости от сложности проводимых работ, различают два основных типы механических секаторов: плоскостные и контактные.

В основе действия плоскостных вариантов инструмента лежит модель работы обычных ножниц. Применяется данный тип секаторов для обработки молодых пагонов. Для такой обрезки не нужны большие усилия, срезы получаются гладкие, деликатные, не повреждаются ветки.

Для более серьезной работы: удаление сухих, крупных веток, формирующей обрезки, используются контактные секаторы. Данный тип инструмента представлен несколькими известными видами: обводным, с наковальней, с храповым механизмом.

Последний вариант – достаточно интересное приспособление, заслуживающее более детального изучения.

Особенности секаторов с храповым механизмом

Основное отличие и особенность данного инструмента заключается в уникальном механизме для обрезания веток – храповике. Такая система известна под названием трещотка, благодаря характерному трескучему звуку, который издается при работе. Чтобы определить преимущества данного инструмента, нужно разобраться, что такое храповый механизм в секаторе.

Секатор с храповым механизмом

Принцип действия храповика заключается в поэтапном сечении ветки.

Садовод сжимает ручки секатора. Как только одного усилия становится недостаточно для полной обрезки, и лезвия останавливаются, пружина откидывает ручку инструмента в исходное положение, и процесс зажима повторяется. Таким образом, усилие, необходимое для среза ветки разделяется на несколько приемов, значительно сокращая затрату сил.

Благодаря тому, что лезвия во время возврата ручки в исходное положение, остаются статичными, срез получается ровным, без зазубрин. Кроме того, гораздо меньше изнашивается само приспособление.

На заметку. С помощью секатора садового с храповым механизмом не составит труда справиться с ветками до 3 см в диаметре.

Главной характеристикой данного инструмента выступает возможность с легкостью справляться с той работой, которая требует приложения больших усилий, при условии ее выполнения классическим секатором.

Лезвия трещоточного приспособления изготовляются из высококачественного материала – титана или углеродистой стали. Ручки могут быть пластмассовые, деревянные из стекловолокна. Инструменты, в зависимости от моделей, отличаются размером, весом и формой. Это положительная тенденция – потребитель может выбрать оборудование, наиболее удобное и соответствующее нужным критериям.

Такой тип секатора необходим для работы в больших садах и плодопитомниках. Но, несмотря на все плюсы инструмента, существуют некоторые особенности, которые следует  изучить перед тем, как его приобретать.

Секатор с храповым механизмом имеет свои преимущества и недостатки

Чтобы не возникало подобных неудобств во время садовых обработок, садоводы рекомендуют использовать несколько видов секаторов. В результате, каждый инструмент имеет свой участок работ, экономятся время и силы, повышается качество обрезки.

Выбор качественного секатора, в том числе и с храповым механизмом, базируется на основных критериях:

Интересно. Лучшим вариантом для секатора с храповым механизмом считаются титановые лезвия – они очень прочные, легкие и хорошо очищаются.

Источник: https://7ogorod.ru/prochee/sekator-s-hrapovym-mehanizmom.html

Цепная передача

Цепная
передача по сравнению с ременной удобна
тем, что не дает проскальзывания и
позволяет соблюдать правильность
передаточного числа. Цепная передача
осуществляется только при параллельных
валах.

Основной
величиной цепной передачи является
шаг. Шагом считается расстояние между
осями роликов у цепи или расстояние
между зубцами звездочки.

Кроме
роликовых цепей, в машинах широко
применяются еще зубчатые, так называемые
бесшумные цепи. Каждое звено их соединено
из нескольких зубчатых пластин в ряд.
Ширина этой цепи намного больше, чем
роликовая. Звездочка такой передачи
похожа на шестерню. Зубчатые цепи могут
работать на больших скоростях.

Допустимое
передаточное число цепных передач может
быть до 1:15. Самое малое число зубцов у
звездочек берут: у роликовых цепей — 9,
а у зубчатых — 13-15. Расстояние между осями
звездочек принимают не менее полуторного
диаметра большой звездочки.

Цепь
надевается на звездочки не туго, как
ремни, а с некоторым провисанием. Для
регулирования натяжения применяется
натяжной ролик. Число оборотов ведомой
звездочки зависит от соотношения зубцов
на обеих звездочках.

Достоинства
цепной передачи:

  • Меньшая чувствительность к неточностям расположения валов;
  • Возможность передачи движения одной цепью нескольким звездочкам;
  • Возможность передачи вращательного движения на большие расстояния.

Недостатки
цепной передачи:

  • Повышенный шум и износ цепи при неправильном выборе конструкции, небрежном монтаже и плохом уходе.

Применение
цепной передачи:
При межосевых
расстояниях, при которых зубчатые
передачи требуют промежуточных ступеней
или паразитных зубчатых колес, не
вызываемых необходимостью получения
нужного передаточного отношения; при
необходимости работы без проскальзывания
(препятствующего применению клиноременных
передач).

Храповые механизмы

Кроме
непрерывного вращательного движения,
в машинах очень часто применяется
прерывистое вращательное движение.
Такое движение осуществляется при
помощи так называемого храпового
механизма. Основными частями храпового
механизма являются: храповик (диск с
зубцами), рычаг и собачка. Зубцы храповика
имеют особую форму.

Одна сторона у них
сделана пологой, а другая отвесной или
несколько поднутренной. Храповик насажен
на вал неподвижно. Рычаг же, сидящий
рядом с храповиком, может свободно
качаться. На рычаге имеется собачка,
которая одним концом лежит на храповике.
С помощью шатуна или тяги от того или
иного ведущего механизма рычаг приходит
в качательное движение.

При отклонении
рычага влево собачка скользит свободно
по пологому склону зубцов, не поворачивая
храповик. При отходе вправо собачка
упирается в уступ зубца и поворачивает
храповик на некоторый угол. Так, непрерывно
качаясь в ту и другую сторону, рычаг с
собачкой приводит храповик с валом в
периодическое вращательное движение.

Для надежного прилегания собачки к
храповику собачка снабжается нажимной
пружиной.

Но
чаще бывает другое назначение храпового
механизма — предохранения вала с
храповиком от проворачивания. Так, у
лебедки при подъеме груза храповик с
собачкой не дают барабану провертываться
обратно.

Иногда
нужно получить вращение храповика не
только в одну сторону, но и в другую. В
этом случае зубцы у храповика делают
прямоугольными, а собачку — перекидной
(б). Перекинув собачку вправо или влево,
можно изменить и вращение храповика.

Число
зубцов на храповике зависит от требуемого
угла поворота. На какую часть окружности
поворачивается храповик, столько делают
и зубцов. Например, если на 60° — одну
шестую долю окружности, то берут 6 зубцов;
на 30° — одну двенадцатую долю — делают
12 зубцов и т.д. Меньше шести зубцов на
храповике обычно не бывает.

Храповик
должен быть небольшим. Большой храповик
потребует увеличения размаха рычага и
большого хода кривошипа, качающего
рычаг. Высоту зубца храповика следует
брать в пределах 0,35-0,4 от шага. Профиль
зубца делают остроугольным, пологую
сторону зубца — прямой, но ее можно и
очерчивать по радиусу.

Рычагов лучше
брать два, помещая их по обеим сторонам
храповика. При двух рычагах собачка и
поводок от кривошипа встанут между ними
и уменьшат перекос при работе. Нажим
собачки можно осуществлять не только
пружиной, но и резинкой.

Конец собачки
следует хорошо скашивать, чтобы она
надежнее упиралась в зубец.

Источник: https://studfile.net/preview/2629447/page:4/

Ссылка на основную публикацию